В природе человека — добиваться лучшего результата меньшими усилиями. Задача охранителей — противодействовать этому. Есть ученики способные, амбициозные, которые идут к результату честно. Но их немного. Другие пользуются на экзамене различными ухищрениями: шпаргалками, списыванием, получением заранее экзаменационных материалов, готовых ответов и решений. При этом может присутствовать и коррупционный фактор.

В приукрашивании результатов ЕГЭ заинтересованы многие: ученики и их родители, школы, управление образования, местные власти, которые по закону отвечают за качество образования в регионе. Отсюда плохая реакция власть предержащих на нарушения в ходе ЕГЭ. При этом он дискредитируется как государственный институт.

Своеобразие ЕГЭ-2013 заключается в том, что перед всеми экзаменами, кроме резервных дней, в Интернет попали правильные варианты с ответами. Организаторы ЕГЭ признали это, но оговорились, что на общие результаты они не повлияли, и ЕГЭ прошел честно. С этим трудно согласиться.

Раздел В материалов ЕГЭ по математике составлен так, что для выполнения его заданий требуется записать ответ без объяснения. И если ученик заранее знает ответы на задания раздела В, то четверка ему обеспечена. «Комсомольская правда» (от 02.07.2013 г.) отмечает, что по математике в этом году от 50 до 70 баллов набрало на 5-6 процентов больше участников, чем в прошлом. Для получения высоких баллов (больше 80) просто знания ответов мало, требуется подробное объяснение заданий раздела С. Если же учащийся заранее имел правильные варианты и решал их, в лучшем случае, сам, а в худшем — не сам, то это искажало объективную оценку его знаний.Приведем статистику «стобалльников» по Самарской нравственности общества

Предмет 2011 2012 2013

Русский

Литература

Математика

Физика

Биология

Химия

Обществознание

71

12

6

4

1

5

3

60

10

1

-

1

7

2

75

24

27

14

18

97

21

Эта статистика, скорее всего, подтверждает предположение о том, что многие выпускники 2013 года использовали информацию о заданиях ЕГЭ, полученную из Интернета. На мой взгляд, ее не использовали только очень ленивые или очень честные.Думаю, что найдутся критики ЕГЭ этого года, требующие его замены, но он подходящий инструмент для выполнения задач, для которых предназначен. Требуется усовершенствование «техники безопасности» его проведения.

Кроме казусов на ЕГЭ этого года, происходят нарушения, близкие к преступлениям, как то: преднамеренное завышение баллов проверяющими, вписывание ответов порою другим почерком, переписывание после экзамена и подмена экзаменационной работы («Комсомольская правда» от 02.07.2013 г.).

Здесь «высшим классом» является то, что проставлен нужный балл без учета фактического. Нарушения правил приема ЕГЭ приводят к появлению «аномальных зон» (регионы с необоснованно высокими баллами). В этом году такими стали Башкирия, Брянская область, Калмыкия, Пермский край и, к сожалению, Самарская область.

Критики ЕГЭ этого года не затрагивают ГИА (государственная итоговая аттестация в 9 классах). На ГИА учащиеся проходят «обкатку» своего поведения на ЕГЭ. Результаты на ГИА еще больше волнуют воображение. В Сызрани есть школа, в которой по математике 13% участников получили четверки, 87% — пятерки и пять человек получили по 100 баллов. Трудно объяснить такой результат лишь высоким уровнем знаний учащихся. Экзамены в школе проходили честно? Вопрос риторический. Можно ли ликвидировать указанные нарушения на ЕГЭ и ГИА? Полностью, наверное, нет. Ну, уж народ мы такой. Нарушения при сдаче ЕГЭ возможно минимизировать, изменив в некоторой мере, то, что связано с ним: собрать большой банк материалов ЕГЭ (несколько тысяч вариантов) с возможным доступом учащихся к ним; задания выбирать случайным способом и по 3-4 регионам; задания раздела В должны выполняться с объяснением...

Пока общество не достигнет должного морального уровня, «обеспечивать безопасность» экзамена теми технологиями, которые применяются на выборах. При поступлении в вуз учитывать не только результаты ЕГЭ, но и средний школьный балл и оценки по профилирующим предметам, проводить по ним экзамен при поступлении. Тех, кто в течение года не осваивает курс, оставлять на второй год с возмещением расходов за обучение.

Мы огорчаемся, когда за рубежом не признают наш диплом об окончании вуза или ученую степень. Но при нынешнем состоянии нашего общества повод для этого есть. Порой вместо «Доверяй, но проверяй», хочется сказать: «Не доверяй и не проверяй»!

Хотелось бы, чтобы, наконец, наступило время, когда учитель хорошо учит и воспитывает, врач — лечит, а инженер — строит. Но для этого общество и мораль в нем должны стать лучше.


А. Микенберг,
преподаватель математики.

You have no rights to post comments