Вместе со школьниками свой первый шаг в этом учебном году сделал еще один герой – новый федеральный закон «Об образовании». Кто-то называет его «новым светлым этапом» в российском образовании. Кто-то считает откровенно паразитирующим...Давайте разберемся, что принес новый закон в жизнь простых граждан: школьников и дошколят, их родителей и педагогов.

 Директор будет кругом виноват

Самым противоречивым моментом многие эксперты считают переход на нормативно-подушевое финансирование (НПФ) школ. Объясняем: раньше каждая школа в зависимости от статуса (средняя, основная, лицей или гимназия) получала фиксированную субвенцию из бюджета. Теперь ее размер будет зависеть непосредственно от того, сколько детей будет учиться в том или ином учебном заведении. Разработчики закона утверждают, что таким образом школы будут бороться за ученика и улучшать качество образования. Ведь чем больше детей придут в школы, тем больше средств можно будет потратить на стимулирующую часть зарплаты учителей или приобретение нового имущества.

Однако те же разработчики умалчивают о таком моменте, как нормативная наполняемость класса. Она у нас почему-то равна предельной норме (по Санпину) – 25 человек/класс. И если, к примеру, в школу с хорошим имиджем захотят в новом году перейти 11 человек, то нужно будет переформировывать классы. Было в параллели три класса по 25 человек, а станет два по 25 и два по 18. Учителям, которые будут работать в незаполненных классах, заплатят в полтора раза меньше, хотя расходы трудочасов и материально-технической части будут практически одинаковыми. Это ставит директора в позицию вечно виноватого: наполняемость меньше 25 – финансовые проблемы, больше 25 – не выполняются санитарные нормы.

Высшие категории нам не нужны

В НПФ скрывается еще один немаловажный нюанс: теперь директорам школ невыгодно будет иметь в штате учителей с высокими категориями и поощрять их дальнейший профессиональный рост. По новой системе зарплата учителя состоит из трех частей: базовая часть, обязательные компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Если школа недобирает детей, то ей труднее уложиться в субвенцию при оплате труда учителей. На стимулирующую надбавку остается ничтожно мало. А вот если в штате будет мало преподавателей с высокими категориями, то базовая часть зарплаты будет меньше. Получается, что при массовых высоких результатах (а это свидетельство степени развития коллектива) размеры стимулирующих выплат для каждого конкретного учителя будут уменьшаться. А это уже отрицательная мотивация. Выходит, новая система фактически ликвидирует у учителей и руководства школ желание повышать свой профессионализм. Чем это грозит, думаем, объяснять не надо.
Вот и встают теперь директора перед дилеммой: и престиж школы надо повышать, чтобы учеников привлечь, и учителям не давать развиваться, чтобы на зарплате сэкономить. Что делать – не понятно.

«Камера хранения для детей» теперь легальна?

Большие изменения затронут дошкольное образование. Главное из них – в детском саду теперь не должны учить ребенка читать, писать, считать и вообще готовить к школе. Все занятия по новому закону теперь будут сводиться к обычной игре. И садики окончательно должны превратиться в «камеры хранения для детей».

Однако, по словам сотрудника одного из сызранских детсадов, тестирования для выпускников не было уже и в этом году (до вступления в силу закона № 273-ФЗ). А садик продолжает учить детей азам, пусть и в игровой форме (а как же еще с малышами-то?). Да и для многих современных родителей функция детсада действительно сводится к месту, куда можно отдать ребенка на время работы. Так что, в этом вопросе вряд ли что-то изменится.

Не хотите оказать садику помощь?

По идее, родители должны радоваться: теперь оплачивать они должны только услуги нянечек и питание, но никак не содержание имущества. Вот только, оказывается, в большинстве сызранских детсадов деньги и так взимаются только за питание. Порядка 82 рублей в день или 1800 в месяц. Но, по информации редакции, на методические пособия воспитателям в детсадах города выдают смешные 100 рублей в месяц. Не намного лучше и финансирование таких статей расходов как канцтовары и игрушки. Поэтому «добровольные» пожертвования со стороны родителей никуда не исчезали и никуда, видимо, не денутся.
Впрочем, детские сады в ближайшие три года должны перейти на баланс региона и выйти тем самым из ведомства муниципалитетов. В Минобрнауки считают, что таким образом дошкольное образование станет более доступным. Наверняка, со сменой подчинения будет меняться и система оплаты. Поживем – увидим.

«Намолим» себе пятерки?

87-я статья нового закона прямо говорит: в основные образовательные программы школ могут быть включены предметы, дающие знания о религии. Но именно могут. Это требование необязательно. Причем, право выбирать эти дисциплины дается только родителям учеников. А вот содержание предметов должно согласовываться с религиозными организациями (читай – церковью). Точно так же церковь будет определять и педагогов, которые будут читать данный курс. Слухи о тотальном «оцерковлении» всех учащихся сильно преувеличены. Ведь одна из статей нового закона говорит и о том, что педагогам запрещено склонять учеников к принятию убеждений той или иной религии.

И танцуем, и поем, и учимся

Новый закон лоялен к талантливым детям: в документе прописано, что каждый ученик имеет право на индивидуальный график учебы. Эта возможность должна существенно облегчить жизнь тем, кто из-за усиленных занятий спортом, музыкой или танцами не может учиться так, как все остальные дети. Этот пункт поможет и ребятам, перешедшим в новую школу, быстрее освоить так называемую «академическую разницу». Создание индивидуального графика актуально и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому их интеграция в школьный процесс будет менее болезненной. Пожалуй, право на индивидуальный график – единственная часть закона, полезность которой очевидна.

Льгот стало меньше
Теперь сироты не имеют права поступать в вузы без конкурса. Это правило действовало раньше, но эффекта почти не давало: по статистике 70 процентов таких льготников отчислялось после первого курса за неуспеваемость. Теперь дети-сироты будут проходить конкурс вместе со всеми. Однако для них организуют бесплатные подготовительные курсы при вузах, которые помогут при поступлении тем сиротам, кто действительно хочет учиться.

Более того, по новому закону число льготников, поступающих в университеты, не должно превышать десяти процентов от общего количества. Этот пункт должен прекратить возмущения тех талантливых ребят, кого «зарезали» при поступлении в вуз из-за большого потока внеочередников.

В довесок

Несладко придется иногородним студентам: государство сняло с себя расходы на оплату услуг ЖКХ общежитий. Отсюда следует повышение стоимости проживания в общежитиях.

А вот для сдающих ЕГЭ открываются новые горизонты. Ведь теперь результаты госэкзаменов будут действительны не полтора года, как раньше, а пять лет. Что облегчит поступление тем, кто по каким-то причинам не смог пойти учиться в вуз сразу после школы.

Ну и напоследок - школьная форма. Вопреки слухам, ее стандарты принимает не государство, а каждая школа и даже каждый класс индивидуально. Основных требований два – деловой стиль и светскость. Поэтому простор для фантазии и кошельков довольно большой. Конечно, все это не полный список нововведений. Но мы постарались пояснить самые основные из них и развеять слухи. Кстати, главный из них - платное школьное образование – не оправдался: наши дети учатся до сих пор бесплатно. Родители могут, конечно, оказывать школе посильную помощь. Но добровольно. И тратить деньги только на питание. Ведь учебники по новому закону должны выдаваться в школах в полном объеме.

You have no rights to post comments